Онлайн-калькулятор призвания

Демографический энциклопедический словарь » Что такое «Передвижники»?

Значение слова, определение и толкование термина

Передвижники

Peredvizhniki

Художники-реалисты, входившие в крупнейшее в России второй половины XIX в. демократическое творческое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» (1870–1923 гг.).


Товарищество было образовано в 1870 г. в Петербурге в противовес официальному центру русского искусства — петербургской Академии художеств; в него в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов, М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Вал.А. Серов. Идейным лидером объединения был Крамской, который еще в 1863 г. возглавил протест выпускников Академии художеств, отказавшихся писать дипломные картины на заданный Советом Академии далекий от жизни сюжет. Вышедшие из Академии художники объединились в «Петербургскую артель художников». «Артель» была организована по принципу коммуны: художники работали вместе и распределяли заказы среди участников группы. В своей деятельности они следовали идеям русских критиков, социал-демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского. Из «Артели» выросло «Товарищество передвижных художественных выставок». В новом объединении Крамской сохранил свое лидерство.
Передвижники считали, что искусство должно отражать реальную жизнь, быть не салонным, социальным по проблематике и адресованным не элитарному, а демократическому зрителю, просвещать его. Художников группы идейно поддерживали художественный критик В.В. Стасов и коллекционер П.М. Третьяков, покупавший по специальным заказам их картины. Передвижники организовывали свои выставки в разных городах Российской империи: Петербурге, Москве, Казани, Харькове, Орле, Риге, Одессе. С 1871 г. по 1923 г. прошло 48 выставок объединения. Самым распространенным жанром на выставках была бытовая живопись (картины Репина, Перова, Мясоедова); историческая живопись была представлена работами Сурикова и Ге; батальные картины писал Верещагин; в жанре портрета работали Крамской, Репин и Перов. В объединение входило несколько художников, работающих в пейзажном жанре, — Саврасов, Шишкин, Поленов, Левитан.
Расцветом «Товарищества» стали 1870– 1880-е гг., когда в творчестве передвижников критический реализм достиг своей кульминации. В конце 1880-х гг. в группе начался творческий кризис: художники не находили больших и значимых общественно-политических тем. Возник конфликт между старшим и молодым поколениями передвижников. В картинах молодых художников Вал.А. Серова и К.А. Коровина старшие мастера видели формализм и безыдейность. В.М. Васнецов обратился к фольклорной и религиозной тематике. Многие передвижники вернулись к преподаванию в Академии художеств или вошли в другие художественные объединения, возникшие в России в конце XIX в. Искусство передвижников утратило критическую направленность и глубину. В 1923–1924 гг. уже малочисленное «Товарищество» влилось в объединение пролетарских художников.
Крупнейшие коллекции произведений передвижников находятся в России в Третьяковской галерее и Русском музее.
Для большинства россиян передвижники — самые известные художники в истории русского изобразительного искусства, так как их произведения в советское (см. Советский Союз) время активно пропагандировались, репродукции картин были включены в школьные (см. школа) учебники.
Группа художников-передвижников. Фотография 1876 г.:
[Передвижники. Фото 1]
Портрет критика В.В. Стасова. Художник И.Е. Репин. 1873 г.:
[Передвижники. Фото 2]

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

Передвижники в других словарях

  • см. Товарищество передвижных художественных выставок

  • Передвижники художники, входившие в демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (ТИХВ).

См. также

  • (1901, Богодуховский рудник, Донбасс— 1956, Москва), композитор, народный артист СССР (1944). В1927 окончил Донскую консерваторию в Ростове-на-Дону. С

  • утвержденные до 1917. Пермская губ. Описания и изображения городских гербов Перм. губ. были сделаны герольдмейстером Волковым в 1783.Алапаевск

  • (Скöрöдум)д. в Усть-Куломском р-не. Расположена на лев. стороне Вычегды. По переписи 1720 г.—«починок Скородум». В названии, вероятно, отражено