Энциклопедия Санкт-Петербурга » Что такое «Бюджет Города»?

Значение слова, определение и толкование термина

Бюджет Города

Byudzhet Goroda

фонд денежных средств, обр. за счет налоговых платежей и неналоговых доходов, предназначенных для финансирования текущих гор. расходов (хоз., управленческих, соц., культ. и иных) и расходов, направленных на соц.-экон. развитие г.

В февр.-марте 1723 из гос. казны выделено 30 тыс. рублей на постройку Исетских з-дов. К этому г. относятся и первые упоминания о екат. денежной казне. В нее поступали доходы от продажи завод. мат-лов, десятинный сбор, печатные пошлины, средства из Берг-коллегии на содержание з-дов. Из казны деньги расходовались на содержание контор Обер-бергамта, з-дов, горн. рот, шк., на выдачу жалованья мастеровым, предусматривались также караванные расходы. Ок. 1736 появляется Екат. казначейская контора. С учреждением Екат. городового магистрата к нему перешел ряд финанс. функций, в т. ч. сбор гос. налогов. Магистрат производил ассигнования на развитие торговли и ремесленничества в г. С учреждением в нояб. 1787 в Екат. гор. Думы возникла необходимость финансирования ее деятельности. Думе дозволялось иметь особую казну. В 1788 для учета денег заводятся приходные и расходные книги. Их ведет кассир, и они периодически подвергаются ревизии. В кон. каждого г. составляются отчеты о поступивших и израсходованных суммах. Первый бюджет Екат. сост. и утвержден думой на 1793 в сумме 3127 руб. 87 3/4 коп. Сначала расписывались предполагаемые расходы, затем доходы. За счет наличных доходов дума могла профинансировать лишь 58,3 % расходов, остальное взыскивалось с гор. купцов и мещан. В кон. XVIII в. перечень доходных и расходных статей был невелик. Осн. доходные статьи - процентные отчисления от винных прибылей, плата за содержание обществ. весов, а также сборы с гор. недвижимости (в осн. за использование под лавки мест на торг. пл. и в закрытых торг. помещениях). Важное значение имел доход от сборов с купечества и мещанства г., %: 1800 - 70,7; 1802 - 35,6. Среди расходов выделялось содержание органов управления, %: 1793 - 61,6; 1796 - 74,4. Немалую долю расходов составляли деньги, к-рые выдавались гор. старосте на "обществ. надобности", %: 1788 - 16,9; 1789 - 50,2; 1790 - 23,8.

Гор. доходы и расходы в XIX в. регламентировались в осн. исходящими св. нормативными актами: уставом о гор. и с.х., позднее городовыми положениями. Кроме того, Екат. в 1807-1863 находился под значительным влиянием горн. адм. и горн. нач-ка, к-рый имел право рассматривать смету гор. доходов и расходов и вносить в них изменения. До 1872 бюджетом ведала гор. Дума. С созданием гор. управы как исполнительного органа самоуправления обязанности по составлению и исполнению бюджета переходят к ней. В течение XIX в. значительно расширяются доходная и расходная ч. гор. бюджета. В первой пол. XIX в. снижается доля в бюджете платежей из сумм питейных прибылей: с 3,7 % в 1802 до 1,5 % в 1839. Важное значение с первых лет образования бюджета приобретают сборы с гор. недвижимости - земель и зданий - в виде арендной платы преим. за торг. места. Доля этих сборов в доходах, % : 1802 - 8,6; 1810 - 24,0; 1820 - 37,4; 1829 - 50,9; 1839 - 38,9; 1852 - 34,7. Доля в доходах, приносимая платой за содержание обществ. весов, постепенно снижается, %: 1796 - 73,2; 1802 - 37,3; 1810 - 16,9; 1820 - 11,3; 1839 - 11,9; 1852 - 9,0; 1872 - 1,5. Доля в доходах позем. сбора невелика, %: 1820 - 2,4; 1829 - 3,4; 1839 - 6,7; 1852 - 4,2. Сборы с объявленных купцами капиталов, %: 1829 - 5,4; 1839 - 5,5; 1852 - 4,2. Среди расходов важное место занимало содержание органов управления, %: 1802 - 77,8; 1810 - 47,9; 1820 - 36,6; 1829 - 45,8; 1839 - 25,8; 1852 - 33,8, а также гор. хоз-во (благоустройство и финансирование гор. пр-тий), %: 1810 - 37,4; 1820 - 23,5; 1839 и 1852 - 40,1. Содержание управы благочиния, %: 1810 - 12,5; 1820 - 12,4; 1839 - 16,7; 1852 - 20,5. В отд гг. существенные суммы расходовались на содержание и устройство обществ. строений (1829 - 22,8 %), погашение ссуд (в 1820 - 15,2 %). Скромная доля расходов приходилась на уч. заведения, %: 1810 - 1,5; 1820 - 1,5; 1829 - 1,1; 1852 - 1,6. Во второй пол. XIX в. формы смет гор. доходов и расходов усовершенствовались. Состав доходов и расходов определяли городовые положения 1870 и 1892. Самостоятельность г. в решении бюджетных вопросов ограничивало множество инструкций высш. инстанций. Среди доходов во второй пол. XIX в. выделялись, %: сборы с гор. недвижимых имуществ (рынков, торг. помещений, гор. земель, в т.ч. выгона) в 1872 - 37,2; в 1881 - 29,5; в 1890 - 28,1; в 1900 - 30,5; сборы с док-тов на право торговли и промыслов (1872 - 16,4; 1881 - 12,3); оценочный сбор с гор. недвижимых имуществ (1881 - 12,8; 1890 - 11,2; 1900 - 10,1); сборы с трактирных заведений и постоялых дворов (1872 - 4,8; 1881 - 16,8; 1890 - 12,3). Доходы от гор. и обществ. капиталов составили в общ. объеме бюджета в 1872 - 12,9 %, в 1881 - 9,8 %. Гор. пр-тия приносили доход очень небольшой, например обществ. скотобойня давала в ср. 1,5 % доходов бюджета. Среди расходов выделялись, %: управление (1872 - 31,4; 1881 - 19,4; 1900 - 10,5); содержание полиции (1872 - 18,4; 1881 - 11,5; 1890 - 7,0; 1900 - 5,5); содержание пожарной команды (1872 - 16,6; 1881 - 9,9; 1890 - 4,5; 1900 - 6,1); благоустройство и коммунальное хоз-во (1872 - 5,8; 1881 - 6,1; 1890 - 12,4; 1900 - 16,0); воинская повинность (1872 - 7,5; 1881 - 7,3); погашение долгов (1881 - 0,9; 1890 - 49,4); медико-сан. ч. (1881 - 14,5; 1900 - 17,3); образование (1872 - 2,4; 1881 - 15,1; 1900 - 14,0).

Характерная особенность бюджета состояла в том, что собственных средств г. хронически не хватало. Если сначала выручали купцы и мещане, то впоследствии помощь г. оказывали частные банки, давая ссуды, например, на новое стр-во. Часто г. прибегал к займам. Ч. расходов на образование возмещалась из казны и из учрежденных в г. спец. капиталов, состоящих из средств частных лиц и заведений. Также возмещалась из спец. средств значительная ч. расходов на обществ. призрение. Данные суммы расходовались по целевому назначению, отражались в гор. бюджете и входили в "общ. баланс всех денежных сумм и капиталов, состоящих в ведении екат. гор. управы". Общ. объем бюджета (по смете): 1872 - 60 749 руб. 94 1/2 коп.; 1880 - 150 209 руб. 52 коп.; 1900 - 292 081 руб. 71 коп., 1905 - 379 034 руб. 30 коп.; 1913 - 1 229 255 руб. 83 коп. Рев. преобразования 1917 ликвидировали прежние органы гор. управления (думу и управу) и создали сов. органы. С 1918 гор. бюджет переходит в их ведение. Небольшой перерыв в 1918-1919 связан с введением на У. и в Екат. режима Временного пр-ва А.В.Колчака. При Временном пр-ве организовано управление финансов, которое занималось в осн. вопросами сбора налогов. Смета сост. лишь на авг.-дек. 1918 с дефицитом ок. 2 млн руб. Долги г. на 1 авг. 1918 составили 3 269 567 руб. 97 коп.

С нач. сов. стр-ва изменяется бюджет г., он становится составной частью единого гос. бюджета. Появляется множество новых финанс. нормативных актов, изменяется состав расходов и (в еще большей ст.) доходов г. В сер. 1920-х важнейшие статьи доходов - доходы от коммунальных имуществ и оброчных статей, займы, примерно по 11 % доходов обеспечивали местные налоги и сборы, а также отчисления и надбавки по гос. налогам, зачисляемым в местный бюджет. В 1930-1940-х среди доходных статей выделялись доходы от коммунальных пр-тий (15-28 %), отчисления от гос. налогов и доходов (3-16 %). Важное значение с самого нач. построения сов. гор. бюджета приобретают отчисления из разл. фондов регулирования, дотации, пособия из гос. средств. Расходная часть бюджета сов. времени существенно отличалась от дорев. Культ.-соц. мероприятия занимали в расходах большую ч.: уже к 1932 доля этой группы расходов составила 58,1 %. Треть расходов приходилась на финансирование народного хозяйства. В 1960-1980-е значительным источником доходов становится налог с оборота (30-48 %), платежи из прибыли пр-тий и хоз. орг-ций (19-26 %) , гос. налоги с нас. (8,6-13,5 % ), средства, полученные из местных бюджетов в порядке регулирования (5-27 %). Местные налоги и сборы утратили свое значение и обеспечивали лишь 3-6 % доходов. В 1990-е, когда вновь возрождены органы гор. самоуправления, бюджет находится в их компетенции. Екат. гор. Дума решением от 23 дек. 1997 утвердила положение "О бюджетном процессе в г. Екат.", которое определило осн. понятия, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса на тер-рии г., права представительной власти, адм. г. и адм. районов в г., механизм взаимодействия обл., гор. и район. бюджетов. Разработка и исполнение гор. бюджета - функции исполнительных органов власти, а рассмотрение, утверждение, уточнение и контроль за исполнением - функции представительной власти г. (гор. Думы).

Консолидированный бюджет г. (свод собственно гор. бюджета и бюджетов семи районов г.: Ленинского, Кировского, Октябрьского, Орджоникидзевского, Верх-Исетского, Железнодорожного и Чкаловского) на 1999 утвержден по доходам в сумме 2 983 313 тыс руб., по расходам в сумме 3 297 175 тыс руб. Дефицит бюджета составил 313 862 тыс руб. (9,5 % к общ. объему расходов бюджета). Важнейшие виды доходов бюджета г.: подоходный налог с физ. лиц, налог на имущество пр-тий, НДС (с 2001 выведен из состава доходов местных бюджетов), налог на содержание жилфонда и объектов соц.-культ. сферы. Доля неналоговых доходов в структуре доходной ч. бюджета г. составляет ок. 8 %. Среди расходов бюджета г. преобладают расходы на жилищно-коммунальное х-во, образование, здравоохранение. Расходы бюджета г. носят в осн. текущий характер. Доля расходов, направленных на финансирование капит. вложений и гор. программ, не превышает 10 %.

В 1992-2000 острыми остаются проблемы исполнения бюджета: не в полной мере обеспечивается выполнение доходной ч. Недостаток средств влечет за собой недофинансирование расходных статей и бюджетный дефицит. Острыми остаются вопросы межбюджетных отношений.

Лит.: Город Екатеринбург: Сборник историко-статистических сведений. Екатеринбург, 1889; Смета доходов и расходов г.Екатеринбурга на 1901 г. Екатеринбург, 1901; Смета доходов и расходов г.Екатеринбурга на 1910 г. Екатеринбург, 1910; Финансовый отчет Екатеринбургского городского обществ. управления за 1913 г. Екатеринбург, 1914. Смета доходов и расходов г.Екатеринбурга на 1915 г. Екатеринбург, 1915; Город Свердловск: Историко-экономический очерк. Свердловск, 1924; Бюджет г. Свердловска за 1927/28 и проект бюджета на 1928/29: Материалы к 26-му пленуму горсовета / Свердловский горсовет рабочих и красноармейских депутатов Х созыва. Свердловск, 1929; Бюджет // Уральская советская энциклопедия. Свердловск, 1933. Т.1; Материалы к докладу об исполнении бюджета г.Свердловска за 1944 г. и проект бюджета на 1945 г. Свердловск, 1945; Очерки истории Свердловска (1723-1973). Свердловск,1973.

Е.Г. Анимица, Е.Б. Дворядкина

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ (от греч. analysis - разложение, расчленение), изучение процесса смены поколений людей и его факторов. Раздел демографии.

  • (09(22).02.1916, с.Плоское Анастасьевского у. Херсонской губ. - 08. 06.1973, Пермь)историк, д-р ист. наук (1954), проф. (1956), Засл. деятель науки РСФСР (1966), участ

  • гэшприцтервино с минеральной водой, распространённый напиток