Справочник городов России » Что такое ««Амо»»?

Значение слова, определение и толкование термина

«Амо»

«Amo»

товарищество на паях «Автомобильное московское общество» (вконце 1915— начале 1916 торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и Ко. Автомобильный московский завод»), фирма, строившая один из первых и крупнейший среди создававшихся в России в первую мировую войну автомобильных заводов. Возникла при участии Московского банка. Учредители и директора правления— инженер-технолог А.И.Кузнецов (член совета Московского банка), Сергей П. Рябушинский и Степан П.Рябушинский. Вфеврале 1916 «АМО» заключило договор с Главным военно-техническим управлением (ГВТУ) на поставку 750 малых штабных и 750 трёхтонных грузовых автомобилей, комплектов запасных и дополнительных частей, кузовов на 27млн. рублей. Согласно договору, товарищество должно было разработать тип автомобиля, положив в основу конструкцию итальянской фирмы «Фиат». Вмарте 1916 для сооружения завода приобретён земельный участок (138тыс. кв. сажен). «АМО» подписало долгосрочный контракт с «Фиатом», предоставившим лицензии на право пользования патентами и чертежами. Витоге разработан тип шасси «АМО—Фиат-15» на основе конструкции автомобиля «Фиат», рассчитанного на эксплуатацию в условиях бездорожья. 2августа 1916 состоялась официальная закладка завода, хотя строительство велось с весны (проект инженеров А.Ф.Лолейта, А.В.Кузнецова). Работы по проектированию и оборудованию моторного отдела велись под руководством инженера К.Г.Битенгольца, литейного корпуса— инженера А.Б.Клейна, кузовное производство возглавлял инженер И.Н.Климексеев, до этого работавший директором воздухоплавательного завода в Петрограде. На заводе в разное время было занято 1—2тыс. рабочих, в основном строителей; имелось 300квалифицированных цеховых рабочих и около 300служащих, в том числе техников-специалистов. К июню 1917 на строительство было израсходовано свыше 11млн. рублей казённых средств и около 8млн. собственных, сооружено 95% всех производственных зданий; на заводе находилось 15% оборудования. Вапреле пущена часть станков, начат ремонт автомобилей, в июле— сборка грузовиков.

В апреле 1918 по постановлению Московского районного экономического комитета назначено правительственное правление. Декретом ВСНХ от 28июля 1918 завод национализирован (известен как Московский автомобильный завод имениИ.А.Лихачёва, или «ЗИЛ»).

Литература: СимховичМ., АМО в 1921— 1924гг., М., [б.г.]; ВоронковаС.В., Строительство автомобильных заводов в России вгоды первой мировой войны (1914— 1917гг.), «Исторические записки», 1965, т.75; История московского автомобильного завода имениИ.А.Лихачева, М., 1966.

С.В.Воронкова.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Обдорместность см. Обь

  • Oklahoma

  • mшляпа "йодль"широкополая шляпа из фетра, иногда украшена перьями. Распространена в высокогорных районах у пастуховсм. тж. Jodler