Справочник городов России » Что такое «Аввакум Петров»?

Значение слова, определение и толкование термина

Аввакум Петров

Avvakum Petrov

(около 1620, село Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда— 1682, Пустозерский острог), один из основателей старообрядчества, протопоп, писатель. Из священников. С1642 дьякон, с 1644 священник села Лопатищи Нижегородского уезда. Летом 1647 из-за преследований местного «начальника» бежал с семьёй в Москву. Сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия» (С.Вонифатьевым, И.Нероновым, Ф.М.Ртищевым, будущим патриархом Никоном), познакомился с царём Алексеем Михайловичем. Всентябре 1647 вернулся в Лопатищи. Вмае 1652, спасаясь от разъярённой толпы прихожан, вновь бежал в Москву. Назначен протопопом в г.Юрьевец-Повольский. Вдекабре 1652 вновь с семьёй переехал в Москву, где служил в Казанском соборе. Выступил против церковных реформ патриарха Никона. Вавгусте 1653 Аввакум оставил Казанский собор и служил полунощницу в церкви Аверкия в Замоскворечье, а всенощную— во дворе Неронова. Вавгусте 1653 арестован, доставлен на Патриарший двор и находился месяц в заключении в подвале трапезной Спасо-Андроникова монастыря (Андроньевская, ныне площадь Прямикова,10). Всередине сентября 1653 расстрижен в Успенском соборе с сохранением сана по просьбе царя и сослан с семьёй в Сибирь. Сдекабря 1653 протопоп Вознесенской церкви в Тобольске. Виюне 1655 сослан в Якутский острог, затем в Енисейский острог, откуда отправлен с отрядом воеводы А.Ф.Пашкова в Забайкалье. В1656 посажен на полтора месяца в башню Братского острога (в1959 перевезена в Государственный музей-заповедник «Коломенское»). Летом 1663 через Нерчинский и Иргенский остроги добрался до Тобольска. Весной 1664 возвратился из ссылки в Москву, принят царём и поселился на монастырском подворье в Кремле. Несмотря на уговоры царя и церковных иерархов, продолжал отстаивать идеи старообрядчества, часто посещал дома единомышленников: Ртищева (вКонюшенной слободе Земляного города), Ф.П.Морозовой (вБелом городе, вблизи церкви Георгия на Красной горке; Моховая улица, 16), своего брата— священника Кузьмы Петрова (вБарашах), Л.Лаврентьевича (вКожевниках). За открытое неприятие церковных реформ Никона в 1664 сослан с семьёй в Пустозерский острог, но затем отправлен на р.Мезень, в Окладникову слободу. 1марта 1666 вернулся с сыновьями в Москву на церковный собор. 9марта 1666 помещён в Пафнутьев-Боровский монастырь, в начале мая привезён в Москву для «прения» с участниками собора (Крестовая палата Патриаршего дворца); церковным иерархам не удалось заставить Аввакума отказаться от своих взглядов. 13мая 1666 по решению собора расстрижен и предан церковному проклятью в Успенском соборе и 15мая закован и отправлен в Николо-Угрешский монастырь. 5сентября 1666 переведён в Пафнутьев-Боровский монастырь, откуда 30апреля 1667 вновь вызван в Москву на церковный собор и содержался на подворье Пафнутьев-Боровского монастыря на Посольской улице, 3, 11мая 1667 спорил в Чудовом монастыре с архимандритами Иоакимом и Сергием, а 17июня с патриархами— Макарием Антиохийским, Паисием Александрийским и ИоасафомII Московским. 17июня отвезён в Андреевский монастырь на берегу Москвы-реки близ Воробьёвых гор (Андреевская набережная, 2). 17июля по решению церковного собора предан анафеме и 20июля отправлен в Николо-Угрешский монастырь, а в конце июля Аввакум вместе с Лазарем и Епифанием перевезён в Москву на Никольское подворье. 30—31августа 1667 из села Братошино (в32верстах от Москвы) на «ямских подводах» отправлен в ссылку в Пустозерский острог, где 14апреля 1682 сожжён в срубе вместе со сторонниками по решению церковного собора 1681—82.

Сочинения: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения, Иркутск, 1979; Соч. Аввакума, в книге: Памятники литературы Древней Руси. XVIIвек, [в.10], кн.2, М., 1989.

Литература: БороздинА.К., Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVIIв., 2изд., СПб., 1900; РобинсонА.Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963; МалышевВ.И., Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума», в книге: Древнерусская книжность, Л., 1985; СоколоваЕ.И., Протопоп Аввакум в Москве, в сборнике: Старообрядчество: история, культура, современность, в.2, М., 1995.

Е.М.Юхименко.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Ту́лча(Tulcea), город на Георгиевском гирле в дельте Дуная, "рыбная столица" Румынии. 93 тыс. жителей (2002; живут старообрядцы липоване). В VII в. до н.

  • р. , пп Киряка Б. в Зейском р-не. Название с эвенк. кирэ – расстояние вытянутых в сторону рук, время, мера. Таким образным названием эвенки пок

  • руч. , лп руч. Озерный-4 (бассейн р. Магдагачи) в Магдагачинском р-не. Название вероятно от слова хорда – «прямая черта, линия, связующая концы